Ограничение монополистической деятельности

Правовые основы ограничения монополистической деятельности на товарных рынках : Логин: пароль: Федеральный правовой портал v. Правовые основы ограничения монополистической деятельности на товарных рынках :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Материал ы : Правовые основы ограничения монополистической деятельности на товарных рынках. Правовые основы ограничения монополистической деятельности на товарных рынках :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук 3 Общая характеристика работы Актуальность темы. В странах с рыночной экономикой ее эффективное функционирование связано не только с соблюдением таких условий, как свобода предпринимательства, конкуренции и ценообразования, но и участием государства в разгосударствлении и приватизации, либерализации внешнеэкономических связей, демонополизации и антимонопольном регулировании. Эти процессы протекают в каждом государстве по-разному и с разной степенью интенсивности. Однако общим для стран с рыночной системой хозяйствования является участие государства в ограничение монополистической деятельности общих начал принципов экономического поведения всех хозяйствующих субъектов на рынке товаров, работ и услуг. Основу этих правил составляют положения об ограничении деятельности монополий и обеспечении свободы конкуренции на товарных рынках. С началом крупных преобразований в экономике Российской Федерации, когда прежние методы регулирования производства были признаны неэффективными, появилась необходимость разработки новых правовых механизмов обеспечения развития экономики. Хозяйствующие субъекты будучи заинтересованными в результатах своей деятельности, предприняли поиск путей и способов по повышению прибыли. Эта цель может быть достигнута, прежде всего, путем снижения издержек в производстве, улучшения качества и снижения цен на продукцию, работы и услуги, привлечения новых покупателей - клиентов и т. Вместе с тем, как показали результаты проведенного исследования, на практике получили свое развитие и другие способы получения высокой прибыли: использование предприятием своего монопольного положения на 4 товарном рынке, заключение ценовых соглашений между производителями однородного товара или торговыми посредниками, что позволяло им получить прибыль за счет монопольного положения на товарном рынке. Именно поэтому государство и призвано использовать антимонопольное законодательство с целью предотвращения возможности получения хозяйствующими субъектами дополнительных преимуществ за счет своего монопольного положения на рынке товаров, работ и услуг. Конкуренция и антимонопольное правовое регулирование экономическими процессами являются новой сферой для предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Механизмы конкурентных отношений постепенно входят в число приоритетных направлений в проводимой экономической реформе. Как показывает практика последних лет, в связи с развитием рыночных отношений факты недобросовестной конкуренции извлечения монополистических выгод стали носить распространенный, повсеместный и устойчивый характер. Это обусловлено тем, что субъекты предпринимательской деятельности не в полной мере владеют правовым и экономическим инструментарием, направленным на предотвращение, ограничение или устранение конкуренции, должным объемом знаний о государственной политике, направленной на: содействие развитию товарных рынков и конкуренции; ограничение и пресечение монополистической деятельности; обеспечение деятельного контроля за приобретением акций; разработку и осуществление мер по демонополизации экономики и др. Целью антимонопольного регулирования является увеличение экономической эффективности предпринимательской деятельности 5 хозяйствующих субъектов. Согласно экономической теории, в ее основе лежит фактор наличия соперничества между ними. Поэтому в целях содействия соперничеству конкурентная политика государства с одной стороны, запрещает действия, направленные на вытеснение с рынка или дискриминацию конкурирующих хозяйствующих субъектов, а с другой, предусматривает ограничения конкуренции между ними. Ограничение монополистической деятельности свободная торговля товарами, работами и услугами, свободное перемещение сфер производства из одной территориальной общности в другую является важнейшими предпосылками проведения эффективной экономической политики, которая связана не с увеличением количества хозяйствующих субъектов, которые конкурируют на рынке, а с обеспечением свободы ограничение монополистической деятельности на товарный рынок, отсутствием ограничение монополистической деятельности и ограничений в предпринимательстве. В странах с развитой рыночной экономикой выработан четкий механизм антимонопольного правового регулирования, который закреплен в специальных законах и нормативных правовых актах, составляющих в совокупности ограничение монополистической деятельности антимонопольное законодательство. Оно законодательство имеет более чем вековую историю и направлено на правовое регулирование рыночных отношений, создание условий для развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Формирование законодательства о конкуренции в Российской Федерации было начато начало десять лет назад. В законах Союза ССР впервые появилось упоминание о необходимости развития института конкуренции. Стимулирование развития экономического соревнования путем конкуренции на рынке товаров, работ и услуг провозглашалось в Законе «О 6 кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г. Однако первый Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в России, был принят в 1991 г. Ограничение монополистической деятельности учетом последующих изменений и дополнений антимонопольное законодательство в настоящее время представляет собой комплекс законодательных и других нормативных правовых актов, которые регулируют отношения, связанные с конкуренцией, участием антимонопольных органов, граждан, юридических лиц, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления иных, наделенных функциями или правами указанных органов власти. Изменения, произошедшие в законодательстве, обуславливают потребность глубокого, комплексного исследования гражданско-правовых основ ограничения монополистической деятельности на товарных рынках, всестороннего научного анализа правоприменительной деятельности органов власти и управления, который позволит определить направления 7 дальнейшего совершенствования правового механизма по реализации положений Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» основными целями которого являются образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов предпринимательства, развитие и поддержание малого и среднего бизнеса, основанного на различных формах собственности, упрощенная система регистрационных процедур, предоставления налоговых, таможенных иных льгот, а также поддержка конкуренции, предупреждение, ограничение, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции на товарном рынке. Указанные обстоятельства и предопределили выбор темы диссертационного исследования, ее актуальность, теоретическую и практическую значимость. Комплексный характер проблематики, исследуемый в диссертационном исследовании обусловлен не только ее актуальностью, но и недостаточной разработанностью ряда вопросов правового регулирования конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках в современной рыночной экономики России. Несмотря на возросший интерес, проявляемый сегодня в Российской Федерации к такому социально-правовому явлению, как конкуренция, комплексного научного исследования проблем, связанных с видами деятельности, ограничивающей конкуренцию, не проводилось. В научной литературе теоретические аспекты данной проблемы рассматривались лишь фрагментарно. Проведенные раннее исследования в основном сводились к 8 попыткам определения понятия конкуренции и анализу тесно связанных с ней экономико-правовых отношений. Объектом исследования являются общественные отношения, регламентирующие деятельность хозяйствующих субъектов на товарных рынках в Российской Федерации. Предметом исследования являются гражданско-правовые нормы, регламентирующие монополистическую деятельность органов власти управления и субъектов предпринимательства, недостатки и пробелы законодательства в правоприменительной практике в исследуемой сфере. Цель исследования состоит в комплексном изучении теоретических и практических проблем гражданско-правовых основ конкуренции и ограничения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, а также выработке рекомендаций по совершенствованию действующего российского законодательства. Для достижения поставленной цели в настоящем ограничение монополистической деятельности исследовании автором были сформулированы задачи: - Анализ специфических признаков монополистической деятельности 9 как социально-правового явления. Выявление детерминант монополистической деятельности в современной рыночной экономике. Рассмотрение специфики правового статуса субъектов монополистической деятельности по законодательству Российской Федерации. Определение механизма ответственности субъектов предпринимательства за ограничение монополистической деятельности деятельность на товарном рынке; - Разработка конкретных предложений по совершенствованию действующего антимонопольного законодательства в России и практики его применения. Методологическую основу диссертационного исследования составляют современные методы научного познания, включая исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический методы, а также анализ существующих научных точек зрения по теме. Теоретическую основу исследования составили научные концепции и положения, опубликованные в общей и специальной правовой литературе по различным отраслям права, включая конституционное, гражданское и 10 предпринимательское, административное и уголовное право, экономику, историю и др. Автор диссертации в своей работе опирался на труды российских ученых-правоведов: Поскольку в проведенном исследовании экономической теории отводится важное место в диссертации были использованы труды ученых-экономистов: Информационной базой исследования явились законы иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Союза ССР и дореволюционной России, посвященные регулированию отношений в области конкуренции и монополистической деятельности на товарном рынке. В настоящей работе были подвергнуты анализу нормы Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации часть первая и втораяа также иные нормативные правовые акты, как ныне действующие, так и утратившие юридическую силу. При этом в настоящей работе пристальное внимание ограничение монополистической деятельности уделено анализу положений Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Наряду с этим при подготовке диссертационного исследования с целью обогащения теоретических знаний использовались 11 теоретические концепции и практика применения нормативных правовых актов зарубежных стран США, Франции, Японии, ограничение монополистической деятельности др. Научная новизна работы состоит в том, что диссертационное исследование, по существу, является одним из первых комплексных исследований в сфере ограничения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов на товарном рынке. В ней анализируются правовые признаки монополистической деятельности в целом, признаки хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, и в частности, проводится исследование ограничение монополистической деятельности существования конкуренции и монополии в современной рыночной экономики России. Обосновывается необходимость четкой дефиниции понятия монополистической ограничение монополистической деятельности. Дается определение понятия монополистической деятельности на товарном рынке как правовой категории. Исследуются особенности государственного регулирования ограничение монополистической деятельности и монополии. Вносятся предложения по совершенствованию действующего антимонопольного законодательства Российской Федерации. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Антимонопольное правовое регулирование рыночной экономики в Российской Федерации является ограничение монополистической деятельности государственной деятельностью, осуществляемой на основании и в пределах, допускаемых Конституцией РФ и действующим законодательством, по установлению и реализации прав и обязанностей субъектов предпринимательской деятельности на товарных рынках с целью их защиты от недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности. Исходя из легального определения монополистической деятельности, которая является антиподом конкуренции и направлена на ее недопущение, 12 ограничение или устранение, в работе выделяются и анализируются ряд ее обособленных признаков свойств. В монополистической деятельности автор выделяет ограничение монополистической деятельности анализирует правовой статус субъектов предпринимательства, к которым относятся российские иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением тех, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственные потребительские кооперативы индивидуальные предприниматели, а также ее объектный состав - товар и взаимозаменяемые товары, сферой обращения которых является товарный рынок. Обоснованы предложения о дополнении ст. Предлагается новое определение понятия «аффилированное лицо» - «аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, имеющие возможность оказывать непосредственное влияние на предпринимательскую деятельность других физических или юридических лиц в силу заключенного между ними договора, преобладающего их участия в уставном капитале или иных оснований». В работе также обоснованны предложения о необходимости разработки и ограничение монополистической деятельности специального Закона «Об аффилированных лицах». В работе на основе проведенного анализа антимонопольного законодательства зарубежных стран сформулирован ряд выводов и предложений о его использовании в действующем антимонопольном законодательстве Российской Федерации. Сконструировано новое легальное определение понятия «монопольно высокая цена». Под которой следует понимать цену товара, установленной хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, и при которой данный субъект компенсирует либо может возместить необоснованные затраты или получает либо может получить дополнительную прибыль. В работе высказаны предложения ограничение монополистической деятельности необходимости разработки закона, регламентирующего правовой статус органов власти и управления в сфере конкуренции, как это сделано ограничение монополистической деятельности законодательстве ряда зарубежных стран, исключив соответствующие нормы из Закона о конкуренции. Научно-теоретическое и прикладное значение диссертации Научная значимость работы состоит в возможности использования сформулированных в ней выводов для дальнейших теоретических исследований. Практическая значимость исследования определяется тем, что представленные в нем выводы, рекомендации и предложения могут быть использованы в процессе совершенствования действующего гражданского законодательства, в частности Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на ограничение монополистической деятельности рынках». Ряд выводов может эффективно использоваться в правоприменительной деятельности государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением правопорядка в области конкурентных отношений, а также при рассмотрении исков судебно-арбитражными органами. Теоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы в Вузах при изучении учебных курсов по предпринимательскому и коммерческому праву. Диссертация выполнена и обсуждена ограничение монополистической деятельности кафедре гражданского права Московского университета МВД 14 России. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены в докладах на научно-практических конференциях: «Совершенствование правоохранительной деятельности в ОВД» Московская академия МВД РФ, 2002 г. Экология, нравственность, право» Московский независимый эколого-политологический университет, 2003 г. Структура диссертационного исследования обусловлена целями ограничение монополистической деятельности задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих ограничение монополистической деятельности параграфов, заключения и списка использованной литературы и нормативных актов. Основное содержание работы Во введении обосновывается актуальность и новизна выбранной темы, излагаются основные цели и задачи, раскрываются его теоретическая и методологическая база, научная новизна и практическая значимость работы, формулируются научные положения, выносимые на защиту. Первая глава — «Правовое регулирование монополистической деятельности в предпринимательстве», состоит из трех параграфов. В первом параграфе - «Правовая конструкция понятия конкуренции и монополистической деятельности» - анализируется 15 правовая сущность конкуренции и монополии, роль и место конкуренции в развитии социально-экономических и правовых отношений. Исследование различных дефиниций понятия «конкуренция» позволило автору сделать вывод, что все определения конкуренции, включая и законодательное, характеризуют ее как экономическую категорию и в своей основе она содержит два характерных признака. С объективной стороны конкуренция представляет собой особую ситуацию, при которой отдельные субъекты предпринимательства ограничение монополистической деятельности могут оказывать решающего воздействия на общие условия обращения товаров работ, услуг на рынке. С субъективной стороны конкуренция представляет собой особого рода экономико-правовые отношения между конкретными хозяйствующими субъектами, которые возникают в связи с производством, обменом и сбытом материальных благ товаровработ и услуг. Содержанием данных отношений является конкретное волевое поведение хозяйствующих субъектов, заключающееся в состязании между ними посредством совершения различных самостоятельных действий, связанных с производством, распределением и обменом материальных благ. В работе отмечается, несмотря на то, что ограничение монополистической деятельности отношения выступают в качестве особых методов осуществления предпринимательской деятельности, их не следует отождествлять в полной мере с последней, ибо занятие предпринимательской деятельностью не всегда предполагает наличие конкуренции ограничение монополистической деятельности, предпринимательская деятельность субъектов естественных и государственных монополий. Поэтому, в работе подчеркивается, что, основным содержанием предпринимательской деятельности является пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг с целью систематического получения прибыли абз. Опираясь на результаты проведенного исследования, автор обосновывает тезис о том, что в основе причин возникновения монопольного положения на товарном рынке лежат экономические, технологические и политические факторы, а также конкуренция, которая является антиподом монополии. Вместе с тем, в работе отмечается, что не всякая монополистическая ограничение монополистической деятельности носит противоправный характер, т. В работе анализируется легальное определение понятия «монополистическая деятельность», приведенного в ст. И на этой основе обоснован тезис, что законодатель в новой редакции закона значительно сузил круг субъектов монополистической деятельности, ограничившись только хозяйствующими субъектами. Исключив из числа субъектов монополистической деятельности федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления отнеся их к участникам этих отношений. Поэтому в работе высказаны предложения о необходимости разработки специального закона, регламентирующего деятельность органов власти и управления в данной сфере, т. Во втором параграфе - «Субъекты и объекты монополистической деятельности в предпринимательстве» - ограничение монополистической деятельности анализируя монополистическую деятельность, выделяет в ее содержательной части субъекты и объекты. К субъектам монополистической деятельности автор относит хозяйствующих субъектов, в состав которых входят три категории предпринимателей: коммерческие организации, как российские, так иностранные; некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность; индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, которые по Закону о конкуренции ограничены термином «группа лиц» и ограничение монополистической деятельности лица». Анализ правовой сущности ограничение монополистической деятельности «аффилированное лицо», позволил автору сделать вывод, что с момента первого правового закрепления термина «аффилированное лицо» подходы к его определению постоянно менялись. Исследуя различные дефиниции этого определения диссертант предлагает в действующем законодательстве понятие аффилированного лица изложить в следующей редакции: «аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, имеющие возможность оказывать непосредственное влияние на предпринимательскую деятельность других физических или юридических лиц в силу заключенного между 18 ними договора, преобладающего их участия в уставном ограничение монополистической деятельности или иных оснований». Наряду с этим в диссертационном исследовании указывается на необходимость разработки и принятия отдельного Закона «Об аффилированных лицах», поскольку в действующем законодательстве не закреплены в полной мере ряд положений, связанных со сделками, совершаемыми с участием и под влиянием аффилированных лиц, не определена дата, по которой лицо можно считать аффилированным, недостаточно проработаны и другие вопросы, связанные с формами влияния аффилированных лиц на зависимых от них субъектов предпринимательской деятельности и др. В работе отмечается, что термин «группа лиц» требует расширенного толкования, с учетом того, что физическое лицо, являющееся единоличным исполнительным органом созданного им юридического лица, составляет с этим юридическим лицом одну группу лиц. Вместе с тем, исходя из дефиниции «аффилированные лица», к аффилированным лицам юридического лица относятся: лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа; лица, принадлежащие к той же группе лиц, что и данное юридическое лицо. Учитывая, что физическое лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа юридического лица, не может оказывать реального влияния на принятие решений высшим органом управления этого юридического лица - общим собранием акционеров представляется целесообразным в абз. В работе обоснован тезис о том, что к объектам монополистической деятельности относятся товар и взаимозаменяемые товары, сферой обращения которых является товарный рынок. Исследования особенностей ограничение монополистической деятельности формирования рынка в Ограничение монополистической деятельности позволили выделить следующие признаки товарного рынка: ограничение монополистической деятельности сфера область производственной предпринимательской деятельности, включая товарооборот; наличие специальных субъектов и территория территориальные границы рынка. В третьем параграфе - «Зарубежный опыт правового регулирования монополистической деятельности на товарных рынках» - исследуются ограничение монополистической деятельности правового регулирования монополистической деятельности в зарубежных странах, и раскрывается практика его применения, положения которой необходимо использовать при реализации и совершенствовании действующего российского антимонопольного законодательства. Исследование исторических особенностей формирования конкуренции в различных странах позволили сделать вывод, о том, что при разработке нового российского антимонопольного законодательства необходимо использовать правоприменительную практику США, Франции и Японии, антимонопольное законодательство которых создавалось в аналогичных с российскими условиями рыночной экономики и оказало положительное влияние на развитие внутреннего товарного рынка в этих странах. В частности обоснован вывод о расширении сферы применения антимонопольных норм в части реализации принципа запрещения, поэтому в ограничение монополистической деятельности российского антимонопольного законодательства помимо принципа контроля и регулирования должен применяться принцип запрещения, ибо его сужение в пользу принципа контроля и регулирования, по мнению автора, является необоснованным. В диссертации также обоснован тезис о создании развитой системы органов, ответственных за проведение антимонопольной политики. Так, например, представляется необходимым вовлечение в проведение антимонопольной политики отраслевых органов 20 государственного регулирования, а также взаимодействие антимонопольных органов с предпринимательскими структурами. Во второй главе - ограничение монополистической деятельности формы деятельности по ограничению конкуренции на товарных рынках» - состоящей из трех параграфов, последовательно рассматриваются индивидуальные и коллективные проявления деятельности, ограничивающей конкуренцию со стороны хозяйствующих субъектов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и ограничение монополистической деятельности наделенных функциями или правами ограничение монополистической деятельности или организаций, а также исследуются наиболее характерные антиконкурентные деяния указанных субъектов. В первом параграфе - «Злоупотребление хозяйствующих субъектом доминирующим положением на рынке» - анализируя ограничение монополистической деятельности Закона о конкуренции в работе отмечается, что недопущение злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке, адресовано всем хозяйствующим субъектам-монополистам, но не определены четкие границы признания того, какой хозяйствующий субъект признается монополистом. По мнению диссертанта в основу, позволяющей характеризовать поведение ограничение монополистической деятельности субъекта как лица, занимающего доминирующее положение следует отнести следующие признаки: во-первых, организационная связь любого юридического лица с законодательством, т. Нарушение установленного порядка лишает деятельность хозяйствующих субъектов правовых последствий; во-вторых, предпринимательская производственная деятельность хозяйствующих субъектов реализуется в области производства, реализации или приобретения товаров, работ и оказания услуг, 21 предназначенных для обмена на соответствующем товарном рынке; в-третьих, учет хозяйствующих субъектов, которые занимают отдельно или £ совокупности друг с другом исключительное доминирующее положение нг рынке определенного товара, что дает им возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию или ограничивать свободу экономической деятельности других хозяйствующих субъектов независимо от способа такого ограничения; в-четвертых, на всех хозяйствующих субъектов, к какой бы организационно-правовой форме они не относились, распространяются требования соблюдать в предпринимательской деятельности принцип законности в части соблюдения процентной доли производства и реализации товаров, работ и оказания услуг в соответствии с Законом о конкуренции. Далее в работе отстаивается тезис о том, что запрет на злоупотребление своим доминирующим положением на товарном рынке должен быть адресован не только отдельным хозяйствующим субъектам, но и группам юридических лиц. Такие как: изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора; нарушение установленного нормативными актами порядка ограничение монополистической деятельности и др. Наряду с этим в работе отмечается, что злоупотребление доминирующим положением хозяйствующего субъекта на товарном рынке может быть признано правомерным, если он субъект докажет ограничение монополистической деятельности положительный эффект таких действий на экономическую ситуацию на товарном рынке. Анализируя законодательное определение понятия «монопольно высокая цена», в работе предлагается исключить из термина «монопольно высокая цена» словосочетание «прибыль существенно более высокая, чем это может быть в сопоставимых условиях или условиях конкуренции», поскольку не существует законодательно установленных критериев того, что прибыль увеличилась «существенно». По мнению диссертанта целесообразно изложить ограничение монополистической деятельности определение в ограничение монополистической деятельности. Во втором параграфе - «Соглашения согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию» исследуются коллективные проявления ограничение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках. В работе отмечается, что при квалификации правонарушений в рассматриваемом аспекте ст. Анализируя новую редакцию ст. Как известно, базовые понятия других отраслей права, употребляемые без специальной оговорки, должны использоваться в своем первоначальном значении. Договор, сделка, соглашение - это термины гражданского законодательства, которое относит к договорам все сделки, кроме односторонних и определяет договор как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении ограничение монополистической деятельности прав и обязанностей. На основе анализа научной литературы делается вывод, что с точки зрения гражданского законодательства договор и соглашение равнозначны и являются одним из видов ограничение монополистической деятельности. Поэтому их закрепление в одном смысловом ряду излишне и затрудняет понимание на практике того, какую смысловую нагрузку содержат виды договоренностей по определенным вопросам, достигнутых в любой форме. Во избежании терминологической путаницы в работе предлагается изменить положения п. В третьем параграфе ограничение монополистической деятельности «Деятельность по ограничению конкуренции со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления иных наделенных функциями или правами органов или организаций» - исследуются причины нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти и управления. На основе проведенного анализа и практики применения Закона о конкуренции 2002 г. По результатам проведенного исследования их число составляет - 12% из общего количества дел рассмотренных антимонопольными органами в связи с принятием актов, ограничивающих конкуренцию в 2002 г. Исследуя практику властных структур по ограничению конкуренции в работе выделяется ограничение монополистической деятельности направления такой деятельности: индивидуальная и коллективная. К индивидуальной деятельности относятся действия органов власти и управления, которые путем принятия нормативных актов 25 неправомерно ограничивают свободу субъектов предпринимательства. К коллективным проявлениям деятельности, ограничивающей конкуренцию относятся соглашения согласованные действия органов власти и управления между собой либо между ними и хозяйствующими субъектами, в результате которых имеет место недопущение, ограничение или устранение конкуренции и ущемление интересов других субъектов предпринимательства. В заключении излагаются основные выводы по теме исследования, формулируются предложения по внесению изменений в действующее антимонопольное законодательство Российской Федерации. По теме диссертации опубликованы следующие работы: 1. Москва: Московская академия МВД РФ 2002 г. Материалы межвузовской научной конференции. Москва, Российский университет Ограничение монополистической деятельности народов 2003 г. Правовое регулирование антимонопольной политики: теоретико-организационные аспекты: Дис. Особенности антимонопольного регулирования страхового рынка РФ: Дис. Правовое регулирование антимонопольной деятельности в агропромышленном комплексе: Дис. Антимонопольное регулирование в условиях переходной экономики: Дис. Правовое регулирование конкурентных отношений на товарных рынках РФ. Демонополизация экономики региона: Дис. Недобросовестная конкуренция: содержание и правовые средства ее пресечения: Дис. Сравнительный анализ регулирования недобросовестной конкуренции в законодательствах ФРГ, ЕС и РФ. Правовые проблемы ограничения монополистической деятельности на товарных рынках. Антимонопольное регулирование в переходной экономике. Организационно-экономические основы антимонопольного регулирования в России. Материалы Актуально Предметные центры Периодика Интерактив Партнерство Портал Copyright 2002-2006 © Редакция портала: Участие в портале и более общие вопросы: Сообщения о неполадках и ошибках:.