Государственное регулирование экономики понятие

Власова и кандидата экономических наук, доцента Черкасов глава 1Государственное регулирование экономики понятие. Колтунов главы 3—4А. Желтов главы 2, 5, 6, 10—12В. Непомилуев главы 7, 8, 9, 14Е. Нижний Новгород, 1998 Сущность и механизм ГРЭ Важная роль в экономическом развитии общества принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего суще наряду с задачами поддержания порядка, законности, организаии национальной обороны и т. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процесы немыслимо. В дискуссиях и спорах сторонников различных экономических школ не отрицается необходиость Разные подходы и взгляды существуют по поводу масштабов, форм интенсивности государственного государственное регулирование экономики понятие в экономику Никто и никогда не снимал с государства ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что "невидимая рука" рынка должна дополняться видимой рукой государства, его регулированием экономиеских и социальных процессов обществато же представляет собой ГРЭ? Но сначала разберемся, что означает в буквальном смысле слово — регулирование от лат. В словаре русского языка Ожегова слово "регулировать" объясняется следущим образом: направлять развитие, движение чего-нибудь с ц привести в порядок, в систему. Например, регулировать дорожное движение, регулировать государственное регулирование экономики понятие труда. Регулирование экономики осуществляется в рамках хозяйственного законодательства через му устанавливаемых им норм и правил. Регулирование экономичекое означает государственное регулирование экономики понятие процессы, которые обеспечивают поддержание или изменение явлений их связей. Регулирование являетя одной из важнейших функций системы управления народным хозяйство на всех его уровнях. Регулирование обусловлено действием законов экономиеского развития и опирается на законодательную базу, на широкое использование системы централизованного финансирования и кредитования, на отношения предприятий с бюдетом, на ценообразование, на государственное регулирование экономики понятие поощрительных стимулов и различных экономических санкций. Итак, подведем итоги сказанному и сфорлируем сущность — представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями. К общественным организациям, которые также участвуют в регулировании экономики, можно отнести профсоюзы, союзы предпринимателей и фермеров, советы по экологии государственное регулирование экономики понятие пр. Цель государства в современной рыночной экономике не столько корректировать рыночный механизм, сколько создавать условия для его эффективного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться всюду, где это возможно, регулирующее воздействие государственное регулирование экономики понятие — всюду, где это необходимо. В современных условиях ГРЭ непосредственно влияет на процессы воспроизводства в государственное регулирование экономики понятие. Оно решает различные задачи: стиулирование экономического роста, регулирование анятости, поощрение прогрессивных сдвигов в государственное регулирование экономики понятие и региональной структуре, поддержка экспорта и т. Приоритетные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах Западной Европы ранция, РГ, Нидерланды, кандинавские страны, Австрия, Испанияа также в Японии, Корее, в странах Латинской Америки и арабского Государственное регулирование экономики понятие. Все эти страны имеют смешаннуэкономику, где налицо рыночные и государственные регуляторы, вободное сосуществование различных форм собственности, индикативное планирование, активная социальная политика государства. В целом такая экономика называется социально-ориенти-рованной моделью рыночного хозяйства или государственное регулирование экономики понятие рыночной экономикой. Отсюда можно сделать вывод, что стратегией дальнейших действий РФ должно стать движение к современным формам социальноориентированного рыночного хозяйства. Слабее развито в США, Канаде и Австралии, где в отличие, например, от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям второй мировой войны, воникновению и затем их распаду. Частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее ГРЭ и в этих странах играет аметную роль, особенно в периоды ухудшения рыночной конъюнктуры, при высоких показателях безработицы инфляции. Для уяснения механизма ГРЭ целесообразно охарактеризовать его уровни, объекты и субъекты. Различают три основных вида экономического регулирования: государственное, рыноное и Оптимальное их сочетание требует органической увязки государственное регулирование экономики понятие уровней государственного экономического регулирования. Если брать уровни ГРЭ по вертикали, то это будут: - средний, промежуточный : 1 макроуровень национальной экономики, а на современном этапе в известной мере и наднаиональный уровень межгосударственных союзов, например, Е; 2 — отдельные сектора экономики ВПКотрасли и регионы страны. ГРЭ на этом государственное регулирование экономики понятие является составной частью проышленной политики государства; 3 икроуровень — хозяйствующие субъекты предприятие, фирмапроизводители и потребители, продавцы и покупатели. Для нормального функционирования эконоики и поддержания социальной стабильноти в поле зрения государства должны быть такие основные объекты: экономиеский цикл накопление капитала; занятость населения; денежное обращение; платежный баланс; цены; конкурентные и социальные отношения; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда и экология; внешнеэкономические связи. К примеру, суть государственной антициклической политики состоит в том, чтобы во время кризисов и депресий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость; регулирование занятости — это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы; регулирование конкурентных отношений — это антимонопольная деятельность государства, направленная на демонополизацию экономики, формирование конкурентной среды на товарных рынках, поддержка и развитие предпринимательства. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономики. Разумеется, перечисленные объекты совершенно раличны и могут охватывать разные уровни Что касается субъектов ГРЭ, то именно они проводят в жизнь государственную эконоическую политику, являются главными исполнителями государственное регулирование экономики понятие интересов общества. Субъекты — это наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные или коммунальные местные органы управления. Исполнителями экономических интересов общества — субъектами ГРЭ являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическоу принципу, а также Центральный банк. Не менее важное значение в понимании механизма имеют вопросы: 1 о целях и принципах; формах и методах, а также инстументах регулирования. Что касается второй части проблем, то они государственное регулирование экономики понятие будут рассмотрены в третьей главе пособия. Итак, каковы же цели и принципы ГРЭ? Главная цель государства в данном случае государственное регулирование экономики понятие в определении макроэкономиеских задач. От экономического развития страны в целом зависит благополучие людей, судьба нации, судьба самого государства. Помимо государственное регулирование экономики понятие экономических проблем перед любым обществом государственное регулирование экономики понятие и социальные л А также региональные проблемы, возникающие под влянием исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов. Для их решения тоже требуется вмешательство государства, его региональная политика. Одним словом, экономических целей наберется немало, но мы выделим основные из них: 1. Желательно обеспечить производство товаров и услуг большего количества и лучшего качества, а также в более короткий срок производить и с наименьшими затратами. Это означает обеспечение работой всех, кто желает и хочет получить ее. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен. Ни одна группа людей не должна пребывать за чертой бедности на фоне роскоши некоторых лиц и семей. Охрана окружающей среды и природных ресурсов. Сюда можно будет добавить и другие цели. В они взаимосвязаны и государственное регулирование экономики понятие, взаимодополняемы в том смысле, что по мере дстижения одной из них другая или другие цели также могут быть осуществлены. Некоторые цели могут противоречить друг другу или взаимно исключать. Достижение экономического роста и полной занятости может при определенных условиях породить инфляцию. Стремление к равенству в распределении доходов может ослабить стимулы к труду инвестированию, и предпринимательскому риску, т. Целевые установки реализуются на основе использования целго ряда определенных принципов госрегулирования экономики. Их наберется значительно больше, чем самих экономических целей. Перечислим их, не классифицируя по определенному порядку или по каким-либо критериям: - регулирование экономики требует соблюдения принципа не помешай рынку": соблюдай "правила игры"; - обеспечение экономической свободы и эффективности предпринимательской деятельности; - разработка системы приоритетов в осущетвлении поставленных задач; - социальная ориентация регулирования экономики; - сставление комплексно-целевых программ социально-экономического развития - сочетание фдерального государственного, регионального и муниципального регулирования; - прогнозирование демографической ситуации; - учет политической ситуации и стабильности в обществе; - экономическая целесообразность, обоснование и границы пределы регулирования и т. Реализация этих принципов предполагает создание условий для производства все большего количества товаров и услуг на постоянно изменяющейся технологической основе, минимизацию затрат при использовании ограниченных ресурсов, укрепление позиций на рынке, создание рабочих м для всех, кто хочет и ожет работать. Это предполагает, в свою очередь, эконоическую свободу и равенство всех видов хозяйственной деятельности, производителей и потребителей продукции, продавцов и покупателей на рынке для того, чтобы они имели свободу выбора. Здесь следует добавить, что любая эконоика как рыночная, так и нерыночная не имеет врожденного иммунитета против таких болезней экономики как инфляция и монополизация. Ясно, что рыночное хозяйство нуждается в постоянно проводимой государственной антиинфляционной и антимонопольной политике В конечном счете механизм регулирования экономики должен быть направлен на то, чтобы сориентировать макроэкономическое развитие в направлении какого-либо предусмотренного варианта по пути углубления экономических реформ и достижения более высокого уровня государственное регулирование экономики понятие качества жизни. Границы Экономической основой государственного регулирования экономики является ВВП, перераспределяемый через госбюджет и внебюджетные фонды и государственную собственность. Эффективность ГРЭ при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем больше доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет госсектор. Но у государственных доходов и госсектора есть относительные границы роста. Границы роста государственных доодов: - границы достаточной мотивации предпринимательской деятельности; - социальные границы налогообложения лиц, работающих по найму и средних слоев; - границы прироста ВВП н границы. Ограничены и возможности государственной собственности. Гоектор не может расти, ахватывая все новые позиции в ключевых отралях народного хозяйства. Не случайно в конце 80—90-х гг. Хотя есть страны, где доля госсектора ве еще высока: РГ — 30% в промышленности, Дания — 70 %. Итак, главная граница — возможное несовпадение его целей с частным интересом собтвенников капитала в условиях относительной свободы принятия хояйтвенных решений. В общих чертах допустимые пределы государственного вмешательства в экономику достаточно широки для того, чтобы разумные меры государственного регулирования и эффективно работающий рыночный механизм позволили решать основные социально-экономические проблемы. Если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, то, как правило, происходят негативные деформации рыночных процессов, падает эффективность производства и, как следствие, снижается уровень и качество жизни народа. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, освобожден государственное регулирование экономики понятие ее от чрезмерного государственного вмешательства. Так уж устроено рыночное хозяйство. С этим следует считаться при проведении экономической реформы в нашей стране. Надо более решительно снимать с государства ненужные, обременительные функции в экономике, передавая их рыночной системе. Напрасно думать, что, превысив допустимые пределы, сохранив опасную для конкурентного рынка экономическую мощь государства, можно построить какое-то свое, невиданное доселе рыночное хозяйство. Такие взгляды ничего не имеют общего с реальной действительностью России. Поскольку государство спасает развалившееся хозяйство, прощая кредитную задолженность, ведет недальновидную фискальную политику, применяет популистские мероприятия и обещания без учета экономических возможностей, постольку нодное хозяйство остается нерыночным. Стало быть, сохраняется устаревшая структура производства, консервируется низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области и качества жизни люде. Когда ы говорим о проблее государства и рынка, это не значит, что она решается таки путем: государство решает свои задачи, а рынок — свои. Вопрос о том: что? Но решать эти вопросы оно должно на основе рыночного механизма. В командной экономике экономические методы управления поеняются административными. Государство жестко контролирует и опекает предприятия, они лишаются хозяйственнооперативной самостоятельности, хозрасчет провозглашается лишь на словах. Конечно, предприятия стремятся ориентироваться на рынок, но требования рынка не являются определяющими. Да и сам такой рынок состоит из сплошного дефицита. Директивное планирование превращается для предприятий в администрирование, которое противоречит законам экономического развития. Отрицательные черты государственного вмешательства в экономику заключаются в бюрократизации хозяйственных и политических структур. Не случайно они назывались административно-командной или административно-бюрократической системой. Такое вмешательство государства переходит разумные границы, блокирует механизм конкуренции, ставя на ее есто государственную монополию. В смешанной экономике, основанной на многоукладном хозяйстве, на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству в хозяйственной жизни отводится строго определенная роль. Даже система свободной конкуренции не работает без государства, которое берет на себя определенную ответственность в тех пределах экономической жизни, где механизм рынка не дает нужного обществу эффекта. Ведь рынок при всем его позитивном значении не является идеальным механизмом: он имеет как положительные, так и негативные моменты монополиз, инфляция, кризисы, безработица. Рыночный механизм ведет к существенному подему экономики, но сопровождается и значительными спадами и кризисами. Поэтому естественно, что государство стремится государственное регулирование экономики понятие механизм прогноирования и программирования рынка. В результате должен быть осуществлен переход к системе, где рынок регулирует деятельность предприятий и фирм, а государство — функционирование рынка в и с его законами. Это означает минимум вмешательства государтва в деятельность предприятий и рынка. Данное вмешательство осуществляется через механизм государственного регулирования экономики. При этом механизм государственного регулирования должен отвечать интересам не только государства, но интересам предприятий, государственное регулирование экономики понятие и работников. Появление тех или иных взглядов и концепций всегда связно с объективными условиями развития общества, его экономической системы. Отношение к государственноу вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. Это ожно проследить на различных экономических школах. Экономическая политика государства в период первоначального накопления капитала и формирования рыночных отношений с XV в. Взгляды на необходимость государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности развивались тогда экономической школой — меркантилизмом mercantilisme; mercante — торговец, купец. Меркантилизм как экономическая школа развивался в Англии, Италии и ранции. Наиболее выдающийся представитель этой школы — Впервые ввел термин "политическая экономия". Основной труд так и наывался "Трактат политической экономии" 1615 г. Государственное регулирование экономики понятие считали основным источником богатства деньги, точнее говоря — государственное регулирование экономики понятие, а поэтому накопление денежного богатства ожет быть достигнуто помощью государственной власти, поддержки ремеленников и протекционима торговли на внешнем рынке. В середине V в. Кенэ — "Экономическая таблица 1758 г. В практических выводах физиократы добивались осуществления государством экономической политики, направленной на развитие крупного земледелия. С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Изменившаяся ситуация подтвердила необходимость создания новой системы экономических знаний, которая нашла свое выражение в формировании классической школы. Яркие представители этого направления экономической мысли Смит, Впервые наиболее полно основные идеи классической школы обосновал Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов 1776 г. Согласно ег трактовке рыночная система способна государственное регулирование экономики понятие саморегулированию, в основе которого лежит "невидимая рука" государственное регулирование экономики понятие личный интерес, основанный на частной собственности и связанный со стремлением к получению прибыли. Личный интерес выступает как главная государственное регулирование экономики понятие сила экономического государственное регулирование экономики понятие. Одной из центральных идей учения Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. Лучший вариант для государства — это придерживаться политики laisser faire. Английский вариант этого выражения: let it be — п все идет как идет. Поскольку главным государственное регулирование экономики понятие экономики, по Смиту выступает рынок, ледовательно, ему рынку должна быть предоставлена полная свобода. Классическое направление господствовало довольно длительное время, пока кризисные явления 1929—1933 гг. Представители данного направления считали, государственное регулирование экономики понятие механизм рыночной конкуренции автоматически обеспечивает равенство спроса и предложения и какое-либо длительное нарушение этого равновесия и глубокие экономические кризисы исключены. Аргументировалось это тем, что в условиях рынка цены, заработная плата, процентные ставки являются довольно гибкими и быстро именяются под влиянием спроса и предложения, приспосабливаясь к новой рыночной ситуации. Это означает появление нового направления во взглядах на — Влияние идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. Государственное регулирование экономики понятие политику, отражающую идеи проводило большинство равитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что именно она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономки этих стран. Поэтому они движутя к точке равновесия совокупного спроса и предложения в замедленном режиме. Он объяснил, что сущность макроэкономического регулирования заключается в управлении расходами государственное регулирование экономики понятие изменении доходов, которые меняются гораздо быстрее, чем негибкие цены и зарплата. В отличие от классической теории, полагал, что государство может регулировать развитие экономики, на совокупный спрос. Совокупный спрос — это реальный объем национального производства товаров, которые потребители, предприятия и правительство готовы купить при данном уровне цен. Именно в недостатке "эффективного" спроса теория видела главную причину кризисных явлений в рыночной экономике. В чисто рыночной экономике нет таких рычагов, считал Кейнс, которые бы автоматически способствовали росту Поэто нашей конечной целью, — писал он, — может быть отбор таких переменных величин, которые поддаются сознательному контролю или управлению со стороны центральных властей в рамках той хозяйственной системы, в которой мы живем". Так, рост государственных расходов будет способствовать увеличению ВНП и тем государственное регулирование экономики понятие повышению занятости. Кроме государственное регулирование экономики понятие, государство должно стимулировать в этих целях рост инвестиций посредством увеличения денежного обращения и снижения нормы процента. К инструментам регулирования инвестиций Кейнс относил также: повышение государственных капиталовложений их эффективности, расширение государственных расходов и закупок товаров. В итоге расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, возрастет занятость. Рассматривая экономические инструенты регулирования совокупного спроса — денежно-кредитный и бюджетный, предпочтение отдавалось бюджетному. Со второй половины 70х — начала 80х гг. Главной стала проблема инфляции при одновременном спаде производства стагфляция. Бюджетные вливания в экономику могли государственное регулирование экономики понятие лишь усилить инфляцию, что и происходило в действительности. Как школа в экономической науке монетаризм в основу рыночных отношений ставит денежно-кредитные отношения. В послевоенный период роль монетаризма возродил известный американский ученый, лауреат Нобелевской премии чиагская школа "Контрреволюция в монетарной теории" — 1970 г. В отличие от которые отводят деньгам второстепенную роль в определении экономической активности, считают, что денежное предложение является единственным важнейшим фактором, на уровень производства, занятость и цены. При достижении взаимной связи между количеством денег, находящихся в обращении, и совокупным спросом постоянный рост денежной массы позволяет совокупному спросу синхронно реагировать на рост естественного уровня реального объема производства. В этом случае в долгосрочном плане будут достигнуты полная занятость и стабильность цен. Рассмтрение двух альтернативных вариантов механизма -кредитной политики и показывает: 1 монетаристы считают, что изменение денежного предложения, т. Следует иметь в виду, что конкретная политика той или иной страны не основывается в чистом виде на положениях одной экономической школы. Но в то же время в ней может отдаваться больший приоритет на данном этапе развития одной определенной концепции. Так, в США, несмотря на преобладающее воздействие онетарима в денежно-кредитной политике, в ней присутствут инструменты, пропагандируемые кейнсианцами — принудительное государственное регулирование экономики понятие ставкой процента инвестиционными расходами Приоритетная роль монетариза в разработке и проведении политики за последние десятилетия в странах Запада привела к сокращению вешательства государства в банковско-кредитную сферу. Почти во всех странах Запада главную ответственность за политику несет Центральный банк, который стремится воздействовать на макроэкономические процессы более гибкими косвенными методами: - регулирование количества денег в обращении; - регулирование банковских резервов - регулирование размеров ссуд и кредитов, предоставляемых кммерческим банкам; - регулирование ставкой процента и т. Суть монетаризма можно т к двум основополагающитезисам: 1. Деньги играют основную роль в макроэкономике. ЦБ может воздействовать на денежное предложение, т. Идейные корни монетаризма уходят в классическую экономическую теорию. Монета как и представители классической школы, являются ярыми сторонниками свободного рынка. Рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству, считают они, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Государственное управление считается бюрократическим, неэффективным и даже вредным для индивидуальной инициативы; оно подавляет свободу человека. Государственный сектор, по их мнению, должен быть как можно меньше. Таким образом, взгляды и на роль государства в экономике, на частный и государственный секторы почти диаметрально противоположны Обосновывая подходы к государственноу экономическому в современных условиях, западные ученые сылаются на так наываемую теорию "фиаско" т. Там, где рынок не может обеспечить оптимальное распределение ресурсов, там, где рынок терпит неудачу, рыночное саморегулирование должно быть дополнено различыми формами И наоборот — неэффективность основанного на прямом вмешательстве в процесс воспроизводства, требует использования более гибких форм экономичекого рыночного регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта показывает, что государственное регулирование экономики понятие более или менее стандартный набор общепринятых форм и методов ГРЭ. В современной смешанной экономике развитых индустриальных стран процесс дерегулирования, т. Перестройка всей системы государственного регулирования экономики, адаптация ее к изменившимся условиям выраились в экономической политики государства — lcydivers, т. Переоценка ценностей в сфере ГРЭ в индустриально развитых странах влечет за собой и смену его объектов, уменьшение значения отраслевого принципа. Критерием предоставления государственной финансовой помощи и поддержки становится не столько необходимость развития определенной отрасли или сектора национальной экономики, отдельных низовых звеньев народного хозяйства, сколько достижение приоритетных стратегических целей: развитие новых производств, повышение конкурентоспособности страны в области высоких лог По нению известного американского экономиста Портера, важнейшей функцией государства является не оказание непосредственной поощи отраслям государственное регулирование экономики понятие фирмам, а ориентирование их на решение все более крупных и сложных задач, которые не может поставить перед ними стихийный рынок. Одновременно происходит и переориентация смещен ие ее акцентов. Усиливается активная деятельность государства, направленная на расширение возможностей конкурентно-рыночного регулирования. Главной его задачей становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировом рынке. Активизируется и другая функция ГРЭ, которая состоит в общей координации экономических процессов и стимулирования равития экономики в соответствии с выбранными ориентирами. Особое значение приобретает разработка программирования и стратегического планирования. Долгосрочная экономическая стратегия реалиуется в структурной и природоохранной политике, энергетической и научно-технической политике, инновационной иных видах промышленной политики. Важной и весьма распространенной формой государственное регулирование экономики понятие долгосрочной экономической стратегии служит индикативное планирование. Длительный опыт такого планирования имеется во ранции и Японии, позднее его применять стали Отличительной чертой французского планирования на современном этапе является его исследовательский характер. На основе глубокого и всестороннего анализа действующих тенденций намечаются ориентиры социально-экономического развития и обозначаются наиболее актуальные проблемы. Для выполнения поставленных задач заключаются соглашения с заинтересованными в их решении партнерами: предпринимателями, местными властями, профсоюзами и др. Эти соглашения преусматривают совместное финансирование проектов и программ, которые являются составной часть общенационального пятилетнего плана кстати, во ранции осуществляется уже 11-й пятилетний план. В Японии, где индикативное планирование используется около 40 лет, план определяет долгосрочные направления экономической государственное регулирование экономики понятие правительства, прогнозирует возможные трудности при ее проведении и меры по их преодолению, задает ориентиры деятельности предприятий и роста благосостояния нации. Планы имеют гибкий характер, легко корректируются применительно к новой экономической конъюнктуре. Одной из главных составляющих долгосрочной стратегии государства во многих странах с развитой смешанной эконоикой является социальная политика. Она включает политику доходов и цен, занятости населения, социальную защиту и социальные гарантии и другие сферы государственного социального регулировани: При всех особенностях и различиях японской и европейской моделей смешанной экономики их объединяет активная государственное регулирование экономики понятие л на всех уровнях управления, наличие широкой системы социальных гарантий. Это — разнообразные формы социального страхования по болезни, безработице и старостимедицинское страхование, различные виды социальной помощи денежные и натуральные пособия и другое. Смена приоритетов государственного регулирования в развитых индустриальных странах за последние десятилетия выразилась и в том, что на первый план наряду со стимулированием развития конкурентной феры выходят действия государства, направленные на улучшение качественных показателей экономического развития: повышение уровня и качества жизни народа, всестороннее развитие работников, контроль за качеством и безопаснотью потребительских товаров, защита прав потребителей, охрана окружающей среды и экология и т. Опыт в инстриально-равитых странах для России предполагает конкретно-исторический подход и к этому опыту, и к нынешнему состоянию нашего общества, его проблема и пртиворечиямС одной стороны, налицо феномен неуправляемости экономики, с другой стороны: низкая финансовая, платежная и налоговая дисциплина, низкий профессиональный уровень аппарата управления, отсутствие достоверной информации, в том числе статистической о процессах, происходящих в народном хозяйстве. В России не сложились еще зрелые рыночные отношения. Это означает, что у нас недостаточно развита рыночная инфраструктура, слаба законодательная база, дефицит кадров, подготовленных к работе в условиях рыночной экономики. Поэтому в условиях, когда старый хояйственный механизм уже не действует, а новый — только формируется, необходимо создание российского варианта эффективность которого находится в прямой зависимости как от государственное регулирование экономики понятие государства, так и от степени зрелости рыночных отношений. Итак, к м которые определяют качество и эффективность ГРЭ, относится сильная государственная власть — законодательная, государственное регулирование экономики понятие и судебная. Качество и эффективность ГРЭ в значительной государственное регулирование экономики понятие определяются также степенью гибкости системы государственных органов, а также органов управления народным хозяйством. Качество и эффективность ГРЭ зависят от адаптивности его методов инструментов к быстро мс хозяйственным и социальным ситуациям в обществе. Литература Послание Президента Редеральному Собранию 6 марта 1997 г. Кейнс Общая теория занятости, процента и денег. Новгород, 1996, II, гл. Введение в рыночную экономику. Учебник по основа эконоической теории. Антоновой — Минск, 1996, гл.